Ахмедганиева
Н.Р. ЭПр-99
Права
пользования лесами, предоставляемые
различным субъектам (лесопользователям),
различаются по юридическому
содержанию следующим образом
(ст. 21 и 22 Лесного кодекса
РФ):
1.
аренда (право долгосрочного
пользования);
2.
право краткосрочного пользования;
3.
право безвозмездного пользования;
4.
концессия;
5.
сервитуты.
1.
Аренда (право долгосрочного
пользования)
Аренда участков лесного фонда
регулируется Лесным кодексом
Российской Федерации, гражданским
законодательством и Положением
об аренде участков лесного фонда
Российской Федерации от 24 марта
1998 г.
Участки
лесного фонда могут передаваться
в аренду одному или нескольким
арендаторам для осуществления
следующих видов лесопользования:
а)
заготовки древесины;
б)
заготовки живицы;
в)
заготовки второстепенных лесных
ресурсов (пней, коры, новогодних
елок);
г)
побочного лесопользования (сенокошения,
пастьбы скота);
д)
пользования участками лесного
фонда для нужд охотничьего хозяйства;
е)
пользования участками лесного
фонда для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей.
Предоставление
участков лесного фонда в аренду
должно осуществляться гласно
с учетом интересов населения,
проживающего на соответствующей
территории. Арендатор должен
иметь лицензию на осуществление
соответствующей деятельности.
Участки
лесного фонда, переданные в
аренду, не подлежат переходу
в собственность арендатора по
истечении срока аренды. Выкуп
арендованных участков запрещается.
Не допускается аренда участков
лесного фонда на территориях
государственных природных заповедников.
Участки
лесного фонда предоставляются
в аренду на основании решений
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
принимаемых по представлению
территориальных органов федерального
органа управления лесным хозяйством
или по результатам лесных конкурсов.
На
основании решений органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации участки лесного фонда
предоставляются в аренду на
срок от 1 до 5 лет лесопользователям,
длительное время осуществляющим
свою деятельность на данной
территории и имеющим производственные
мощности для заготовки и переработки
древесины и других лесных ресурсов,
а также сельскохозяйственным
организациям, расположенным
на данной территории.
Иным
пользователям участки лесного
фонда предоставляются в аренду
согласно ст. 35 Лесного кодекса
РФ по результатам лесных конкурсов.
Организация
и проведение лесных конкурсов
осуществляются в порядке, определяемом
федеральным органом управления
лесным хозяйством в соответствии
с Лесным кодексом и гражданским
законодательством.
Для
проведения лесного конкурса
создается комиссия. В комиссию
по проведению лесного конкурса
входят представители органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации (председатель),
территориального органа федерального
органа управления лесным хозяйством
(заместитель председателя),
специально уполномоченных государственных
органов в области охраны окружающей
природной среды, заинтересованных
организаций. Состав комиссии
утверждается органом государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Лесные
конкурсы организуются и проводятся
территориальными органами федерального
органа управления лесным хозяйством.
Участки лесного фонда выставляются
на лесные конкурсы органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
по представлению территориального
органа федерального органа управления
лесным хозяйством.
Лицо,
выигравшее лесной конкурс, и
организатор лесного конкурса
подписывают протокол о результатах
лесного конкурса, на основании
которого заключается договор
аренды участка лесного фонда.
В
случае принятия органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
решения о предоставлении участка
лесного фонда в аренду (без
проведения лесного конкурса)
арендодатель и заявитель в месячный
срок после его принятия заключают
договор аренды.
По
договору аренды участка лесного
фонда лесхоз федерального органа
управления лесным хозяйством
(арендодатель) обязуется предоставить
лесопользователю (арендатору)
участок лесного фонда за плату
на срок от 1 до 49 лет для осуществления
одного или нескольких видов
лесопользования.
Договор
аренды участка лесного фонда
заключается в письменной форме
путем составления одного документа,
подписанного арендодателем и
арендатором. Договор аренды
подлежит государственной регистрации
в порядке, установленном гражданским
законодательством, и считается
заключенным с момента государственной
регистрации. Несоблюдение письменной
формы договора аренды и требования
о его государственной регистрации
влечет недействительность договора.
При
заключении договора аренды арендодатель
обязан предупредить арендатора
о правах третьих лиц на предоставляемый
в аренду участок лесного фонда
(сервитуте, аренде, краткосрочном
пользовании и других). Неисполнение
арендодателем этой обязанности
дает арендатору право требовать
уменьшения арендной платы либо
расторжения договора аренды
и возмещения убытков.
2.
Право краткосрочного пользования
Согласно ст. 43 Лесного кодекса
РФ участки лесного фонда предоставляются
в краткосрочное пользование
на срок до 1 года по результатам
лесного аукциона или на основании
решений органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации посредством выдачи
лесорубочных билетов, ордеров
или лесных билетов.
На
основании решений органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации в краткосрочное пользование
участки лесного фонда предоставляются
лесопользователям для удовлетворения
потребностей общеобразовательных
учреждений, дошкольных образовательных
учреждений и других учреждений,
финансируемых за счет средств
соответствующего бюджета, для
сельскохозяйственных организаций
и населения, соответственно
располагающихся и проживающего
на данной территории.
Иным
пользователям участки лесного
фонда предоставляются в краткосрочное
пользование согласно ст. 44
Лесного кодекса РФ по результатам
лесных аукционов.
Организация
и проведение лесных аукционов
осуществляются в порядке, определяемом
федеральным органом управления
лесным хозяйством в соответствии
с Лесным кодексом и гражданским
законодательством.
Для
проведения лесного аукциона
создается аукционная комиссия.
Состав аукционной комиссии утверждается
органом государственной власти
субъекта Российской Федерации.
Лесные аукционы организуются
и проводятся территориальными
органами федерального органа
управления лесным хозяйством.
Лесные ресурсы на лесной аукцион
выставляет орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
по представлению территориального
органа федерального органа управления
лесным хозяйством.
Лицо,
выигравшее лесной аукцион, и
организатор лесного аукциона
подписывают протокол о результатах
лесного аукциона, который имеет
силу договора.
3.
Право безвозмездного пользования
Порядок предоставления участков
лесного фонда в безвозмездное
пользование определяется Лесным
кодексом Российской Федерации,
гражданским законодательством
и Положением о предоставлении
участков лесного фонда в безвозмездное
пользование от 18 февраля 1998
г.
Согласно
ст. 130 Лесного кодекса РФ участки
лесного фонда, ранее находившиеся
во владении сельскохозяйственных
организаций, передаются им в
безвозмездное пользование. Также
в безвозмездное пользование
передаются участки лесного фонда
для организации любительской
и спортивной охоты общественным
объединениям охотников (ст.
121 Лесного кодекса).
В
соответствии со ст. 36 Лесного
кодекса РФ по договору безвозмездного
пользования участком лесного
фонда лесхоз федерального органа
управления лесным хозяйством
обязуется предоставить лесопользователю
участок лесного фонда в безвозмездное
пользование на срок до 49 лет
для осуществления одного или
нескольких видов лесопользования.
Договор
безвозмездного пользования участком
лесного фонда заключается на
основании решения органа государственной
власти субъекта Российской Федерации
о предоставлении участка лесного
фонда в безвозмездное пользование.
По
договору участком лесного фонда
лесхоз федерального органа управления
лесным хозяйством обязуется
предоставить лесопользователю
участок лесного фонда в безвозмездное
пользование на срок до 49 лет
для осуществления одного или
нескольких видов лесопользования.
Договор
безвозмездного пользования участком
лесного фонда заключается в
письменной форме, подлежит государственной
регистрации и считается заключенным
с момента его государственной
регистрации.
Лесопользователь
вправе приступить к осуществлению
лесопользований, предусмотренных
договором безвозмездного пользования,
со дня государственной регистрации
договора и выдачи лесопользователю
лесорубочного и (или) лесного
билета.
4.
Концессия
Концессия
участков лесного фонда регулируется
Лесным кодексом РФ и иными федеральными
законами. В соответствии со
ст. 37 Лесного кодекса РФ по
договору концессии участка лесного
фонда одна сторона обязуется
предоставить другой стороне
на срок от 1 до 49 лет право
возмездного пользования на определенных
условиях лесными ресурсами на
соответствующем участке лесного
фонда.
В
концессию предоставляются участки
лесного фонда, как правило,
неосвоенные, без сложившейся
инфраструктуры и требующие значительных
средств для вовлечения этих
участков в эксплуатацию.
По
договору концессии участка лесного
фонда одна сторона обязуется
предоставить другой стороне
на срок от 1 до 49 лет право
возмездного пользования на определенных
условиях лесными ресурсами на
соответствующем участке лесного
фонда.
Сторонами
договора концессии участка лесного
фонда являются Правительство
Российской Федерации или уполномоченный
им федеральный орган исполнительной
власти и лица, признаваемые
в соответствии с законодательством
Российской Федерации инвесторами
(ст.38 Лесного кодекса РФ).
Договор
концессии участка лесного фонда
заключается в письменной форме
и подлежит государственной регистрации
в соответствии с гражданским
законодательством и законодательством
Российской Федерации о концессии.
Договор
концессии участка лесного фонда
заключается по результатам проведения
конкурса или аукциона.
5.
Лесные сервитуты
Понятие лесного сервитута является
новым для российского права.
Лесной
сервитут v право ограниченного
пользования лесами для определенных
целей. Различают следующие виды
лесных сервитутов:
1)
публичный;
2)
частный.
Согласно
ст. 21 Лесного кодекса РФ граждане
имеют право свободно пребывать
в лесном фонде и в не входящих
в лесной фонд лесах, если иное
не предусмотрено законодательством
Российской Федерации (публичный
лесной сервитут). Граждане имеют
право бесплатно находиться на
территории лесного фонда и лесов,
не входящих в лесной фонд, собирать
для собственных нужд дикорастущие
плоды, ягоды, орехи, грибы,
другие пищевые лесные ресурсы,
лекарственные растения и техническое
сырье, участвовать в культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных мероприятиях,
охотиться, если иное не предусмотрено
законодательством Российской
Федерации.
Сбор
и заготовка гражданами дикорастущих
растений и грибов, виды которых
занесены в Красную книгу Российской
Федерации и в перечень наркосодержащих
растений и природного наркосодержащего
сырья, запрещаются. Граждане
обязаны соблюдать правила пожарной
безопасности в лесах, не допускать
поломку, порубку деревьев и
кустарников, повреждение лесных
культур, засорение лесов, уничтожение
и разорение муравейников и гнезд
птиц, а также соблюдать другие
требования законодательства
Российской Федерации (ст. 86
Лесного кодекса РФ). Пребывание
граждан в лесах в целях охоты
регламентируется Лесным кодексом
и законодательством Российской
Федерации о животном мире.
Пребывание
граждан в лесах, сбор дикорастущих
плодов, ягод, орехов, грибов,
других пищевых лесных ресурсов,
лекарственных растений и технического
сырья могут быть ограничены
в порядке, определяемом законодательством
субъектов Российской Федерации,
в том числе в интересах пожарной
безопасности лесов, ведения
орехово-промыслового, лесоплодового
или лесосеменного хозяйства,
а в государственных природных
заповедниках, национальных парках,
природных парках и на других
особо охраняемых природных территориях
v в связи с установленным на
них режимом лесопользования.
Права
пользования граждан и юридических
лиц участками лесного фонда
и права пользования участками,
не входящих в лесной фонд лесов,
могут быть ограничены в пользу
иных заинтересованных лиц на
основании договоров, актов государственных
органов и актов органов местного
самоуправления, а также судебных
решений (частный лесной сервитут).