Главная / Бизнес и природа / Правовые вопросы

Функции государственной лесной охраны

Смирнова Ольга ЭПр-99

Лес - одно из основных богатств нашей державы. Государственная лесная служба Министерства природных ресурсов (МПР) Российской Федерации и ее подразделения на местах осуществляют охрану лесов от незаконных порубок, пожаров и т. д. Лесной департамент России был основан более 200 лет назад. За это время он неоднократно подвергался реформированию. Указ Президента Российской Федерации LО структуре федеральных органов исполнительной власти¦ от 17 мая 2000 года ¦ 867 предусматривает, что в настоящее время Государственная лесная служба является составной частью Министерства природных ресурсов России. Это ведомство повседневно занимается решением вопросов охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, а также оно создает условия для сохранения и приумножения лесных богатств страны.

Россия занимает ведущее место в мире по наличию лесов, обладая пятой частью их площади (22%) и почти четвертью мировых запасов древесины. Ее столь значительные запасы могут быть сохранены и приумножены при правильном отношении к лесным богатствам всех структур, должностных лиц и граждан.

Государственная лесная служба и ее подразделения осуществляют государственный пожарный надзор в лесах и в этой связи проводят значительный объем работ по предупреждению и тушению пожаров.

Деятельность органов лесоохраны регламентируется:

Ø      Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 года ¦ 726, которым утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации;

Ø      Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1998 года ¦ 850 утверждено Положение о государственной лесной охране;

Ø      Лесным Кодексом Российской Федерации, утвержденным 29 января 1997 года;

Ø      Законом LО животном мире¦, принятым Государственной Думой Российской Федерации 22 марта 1995 года и целым рядом других нормативно-правовых актов.

В соответствии со статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации государственная лесная охрана Российской Федерации создается в федеральном органе управления лесным хозяйством и состоит из должностных лиц территориальных органов управления лесным хозяйством. Перечень должностных лиц утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.

В состав государственной лесной охраны входят лесники, егеря, мастера леса, лесничие и их помощники, главные лесничие, специалисты лесных отделов и руководители лесхозов, другие должностные лица. В настоящее время фактическая численность лиц государственной лесной охраны составляет 98,3 тысячи человек.

Согласно LПоложению о государственной лесной охране¦ основными задачами государственной лесной охраны являются:

1.      обеспечение охраны и защиты лесов и объектов животного мира;

2.      осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

3.      организация пользования лесным фондом.

Государственная лесная охрана Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами:

1) организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению, а также по ограничению распространения и тушению лесных пожаров;

2) привлекает в установленном порядке лесопользователей и население к проведению работ по тушению лесных пожаров в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами и решениями органов местного самоуправления;

3) обеспечивает защиту лесного фонда от вредителей и болезней леса, своевременное выявление очагов вредителей и болезней леса, осуществляет мероприятия по профилактике возникновения= указанных очагов, их локализации и ликвидации;

4) осуществляет охрану объектов животного мира и среды их обитания: на находящихся в ведении федерального органа управления лесным хозяйством особо охраняемых природных территориях; на землях лесного фонда (совместно с другими специально уполномоченными государственными органами);

5) обеспечивает использование земель лесного фонда по целевому назначению, сохранность на этих землях лесоустроительных и геодезических знаков, гидролесомелиоративных систем, мостов, пожарных наблюдательных вышек, дренажных систем, дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения и иных объектов;

6) обеспечивает организацию пользования лесным фондом;

7) осуществляет государственный контроль за:

Ø          выполнением лесопользователями требований лесного законодательства Российской Федерации по вопросам пользования лесным фондом и ведения лесного хозяйства, а также производством в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием;

Ø          состоянием лесного фонда, деятельностью по воспроизводству и повышению продуктивности лесов, рациональным пользованием лесным фондом;

Ø          организацией охраны лесов от пожаров, проведением мероприятий по предотвращению незаконных рубок леса, нарушений установленного порядка лесопользования и других нарушений в лесном фонде, лесах, расположенных на землях обороны и землях городских поселений, а также за использованием и охраной древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных= дорог), землях водного фонда (на полосах отвода каналов), землях населенных пунктов (поселений);

Ø          охраной объектов животного мира и состоянием среды их обитания на землях лесного фонда;

8) осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд;

9) осуществляет контроль за проведением мероприятий по обеспечению безопасного ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами;

10) осуществляет контроль за соблюдением правил и сроков охоты в лесхозах, которым в установленном порядке предоставлено право ведения охотничьего хозяйства в комплексе с лесным хозяйством;

11) проводит разъяснительную и пропагандистскую работу среди населения с использованием средств массовой информации по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.

Должностным лицам государственной лесной охраны Российской Федерации разрешается хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об оружии" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная лесная охрана Российской Федерации обязана:

1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также охраны и использования объектов животного мира;

2) в пределах своей компетенции:

Ø          обеспечивать правопорядок на территории лесного фонда;

Ø          осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;

Ø          направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или в арбитражный суд;

Ø          исполнять решения судов;

Ø          давать гражданам и юридическим лицам указания (предписания) по устранению выявленных недостатков в использовании, охране, защите лесного фонда, воспроизводстве лесов, охране и использовании объектов животного мира;

Ø          принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушениями требований лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

В соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется наземными и авиационными методами. В системе наземной службы охраны лесов от пожаров имеется более 2000 пожарно-химических станций, около 20 механизированных отрядов, оснащенных необходимыми средствами пожаротушения, оборудованием, транспортом, радиосвязью, укомплектованных кадрами согласно штатному расписанию. Помимо этого, имеются многочисленные пункты сосредоточения пожарной техники и оборудования, предназначенные для хранения оборудования и инвентаря, используемого при тушении пожаров населением и привлеченными лицами.

Самыми распространенными и, по сути дела, основными наземными подразделениями для ликвидации лесных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах являются пожарно-химические станции. Они по своему целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования бывают трех типов.

ПХС-I (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. ПХС-1 обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-I организуется, как правило, на пожароопасный сезон.

ПХС-II (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. По своим тактическим возможностям ПХС может обеспечить ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-II специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее также возлагается проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-II организуется как постоянное или сезонное формирование.

ПХС-III (третьего типа) организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон и являются наиболее горимыми в регионе. Формируется в лесхозах, находящихся в центре пожароопасной зоны, для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба. Оснащается мощной техникой, транспортом для оперативной доставки команд к пожарам, средствами пожаротушения, связи, инвентарем и прочим имуществом. При ней могут создаваться резервные склады средств пожаротушения. Команда ПХС-III организуется как постоянное (круглогодичное) формирование.

В системе авиационной охраны лесов организовано 24 авиабазы, 1 самостоятельное авиапредприятие, 4 авиапредприятия и 2 авиазвена в составе авиабаз. Парк воздушных судов отрядов лесной авиации составляет 102 единицы, в том числе АН-2, АН-26, АН-24, МИ-8Т, МИ-8ТВ, Ми2, Бе-12. Кроме того, около 150 летательных аппаратов привлекаются для авиационной охраны по договорам аренды. Численность парашютно-десантной пожарной службы составляет 3,8 тыс. человек. 

Для мониторинга лесных пожаров в г. Пушкино Московской области создан центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской части России, а для слежения за лесами Азиатской части такой центр организован в г. Иркутске. Вся информация совмещается на едином сервере Авиалесоохраны.

Кроме этого, для ухода за лесом и обеспечения его охраны и защиты, безусловно, требуется применение различных технических средств и оборудования. Это тракторы, гидроштабелеры, автомобили, катера, мотопомпы, бинокли, приборы ночного видения и т.д.

В зоне ответственности наземных сил и средств с целью раннего обнаружения пожаров с успехом применяются телевизионные установки ПТУ-96М с цветным изображением и лазерным дальномером, которые устанавливаются на пожарно-наблюдательных вышках и мачтах, передвижных пожарно-наблюдательных вышках и т. д.

В многолесных районах для мониторинга действующих лесных пожаров широко используются спутниковая информация, снимки среднего разрешения, однако в силу дороговизны такого оборудования обширного распространения по всей стране оно пока не возымело.

Использованная литература:

1.              Лесной Кодекс Российской Федерации от 29 января 1997года;

2.              Постановление Правительства Российской Федерации ¦ 850 от 29 июля 1998 года LОб утверждении Положения о Государственной лесной службе Российской Федерации¦;

3.              Тудос А.В. Государственная лесная служба МПР России на страже леса.//Средства спасения. Противопожарная защита.2003, ¦1. стр. 22.