Смирнова
Ольга ЭПр-99
Лес - одно из основных богатств нашей державы. Государственная
лесная служба Министерства
природных ресурсов (МПР) Российской
Федерации и ее подразделения
на местах осуществляют охрану
лесов от незаконных порубок,
пожаров и т. д. Лесной
департамент России был основан
более 200 лет назад. За это
время он неоднократно подвергался
реформированию. Указ Президента
Российской Федерации LО структуре
федеральных органов исполнительной
власти¦ от 17 мая 2000 года
¦ 867 предусматривает, что в
настоящее время Государственная
лесная служба является составной
частью Министерства природных
ресурсов России. Это ведомство
повседневно занимается решением
вопросов охраны, защиты и воспроизводства
лесного фонда, а также оно создает
условия для сохранения и приумножения
лесных богатств страны.
Россия занимает ведущее место в мире по наличию лесов, обладая
пятой частью их площади (22%)
и почти четвертью мировых запасов
древесины. Ее столь значительные
запасы могут быть сохранены
и приумножены при правильном
отношении к лесным богатствам
всех структур, должностных лиц
и граждан.
Государственная лесная служба и ее подразделения осуществляют
государственный пожарный надзор
в лесах и в этой связи проводят
значительный объем работ по
предупреждению и тушению пожаров.
Деятельность
органов лесоохраны регламентируется:
Ø
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 сентября
2000 года ¦ 726, которым утверждено
Положение о Министерстве природных
ресурсов Российской Федерации;
Ø
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 июля 1998 года ¦ 850 утверждено
Положение о государственной
лесной охране;
Ø
Лесным Кодексом Российской Федерации, утвержденным
29 января 1997 года;
Ø
Законом
LО животном мире¦, принятым
Государственной Думой Российской
Федерации 22 марта 1995 года
и целым рядом других нормативно-правовых
актов.
В
соответствии со статьей 77 Лесного
кодекса Российской Федерации
государственная лесная охрана Российской Федерации создается
в федеральном органе управления
лесным хозяйством и состоит
из должностных лиц территориальных
органов управления лесным хозяйством.
Перечень должностных лиц утверждается
федеральным органом управления
лесным хозяйством.
В
состав государственной лесной охраны входят лесники, егеря, мастера
леса, лесничие и их помощники,
главные лесничие, специалисты
лесных отделов и руководители
лесхозов, другие должностные
лица. В настоящее время фактическая
численность лиц государственной
лесной охраны составляет
98,3 тысячи человек.
Согласно LПоложению о государственной
лесной охране¦ основными
задачами
государственной лесной охраны
являются:
1.
обеспечение охраны и защиты лесов и объектов животного
мира;
2.
осуществление государственного контроля
за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда
и воспроизводством лесов;
3.
организация пользования лесным фондом.
Государственная лесная охрана Российской Федерации в соответствии
с возложенными на нее задачами:
1)
организует наземную и авиационную
охрану лесов от пожаров, проводит
мероприятия по противопожарному
обустройству территории лесного
фонда, предупреждению, выявлению
и пресечению нарушений требований
пожарной безопасности в лесах,
профилактике лесных пожаров,
своевременному их обнаружению,
а также по ограничению распространения
и тушению лесных пожаров;
2)
привлекает в установленном порядке
лесопользователей
и население к проведению работ
по тушению лесных пожаров в
соответствии с оперативными
планами борьбы с лесными пожарами
и решениями органов местного
самоуправления;
3)
обеспечивает защиту лесного
фонда от вредителей и болезней
леса, своевременное выявление
очагов вредителей и болезней
леса, осуществляет мероприятия
по профилактике возникновения= указанных очагов, их локализации и ликвидации;
4)
осуществляет охрану объектов
животного мира и среды их обитания:
на находящихся в ведении федерального
органа управления лесным хозяйством
особо охраняемых природных территориях;
на землях лесного фонда (совместно
с другими специально уполномоченными
государственными органами);
5)
обеспечивает использование земель
лесного фонда по целевому назначению,
сохранность на этих землях лесоустроительных
и геодезических знаков, гидролесомелиоративных
систем, мостов, пожарных наблюдательных
вышек, дренажных систем, дорог
лесохозяйственного и противопожарного
назначения и иных объектов;
6)
обеспечивает организацию пользования
лесным фондом;
7)
осуществляет государственный
контроль за:
Ø
выполнением лесопользователями
требований лесного законодательства
Российской Федерации по вопросам
пользования лесным фондом и
ведения лесного хозяйства, а
также производством в лесном
фонде работ, не связанных с
лесопользованием;
Ø
состоянием лесного фонда, деятельностью
по воспроизводству и повышению
продуктивности лесов, рациональным
пользованием лесным фондом;
Ø
организацией
охраны лесов от пожаров, проведением
мероприятий по предотвращению
незаконных рубок леса, нарушений
установленного порядка лесопользования
и других нарушений в лесном
фонде, лесах, расположенных
на землях обороны и землях городских
поселений, а также за использованием
и охраной древесно-кустарниковой
растительности, расположенной
на землях сельскохозяйственного
назначения, землях транспорта
(на полосах отвода железнодорожных
магистралей и автомобильных= дорог), землях водного фонда (на полосах отвода
каналов), землях
населенных пунктов (поселений);
Ø
охраной объектов животного мира
и состоянием среды их обитания
на землях лесного фонда;
8)
осуществляет государственный
пожарный надзор в лесном фонде
и в лесах, не входящих в лесной
фонд;
9)
осуществляет контроль за проведением мероприятий по обеспечению безопасного
ведения лесного хозяйства на
участках лесного фонда, загрязненных
радионуклидами;
10)
осуществляет контроль за соблюдением правил и сроков охоты в лесхозах, которым
в установленном порядке предоставлено
право ведения охотничьего хозяйства
в комплексе с лесным хозяйством;
11)
проводит разъяснительную и пропагандистскую
работу среди населения с использованием
средств массовой информации
по вопросам охраны лесов от
пожаров, их восстановления и
рационального использования,
защиты от вредителей и болезней
леса, охраны и использования
объектов животного мира.
Должностным
лицам государственной
лесной охраны Российской
Федерации разрешается хранение,
ношение и применение служебного
огнестрельного оружия в порядке,
установленном Лесным кодексом
Российской Федерации, Федеральным
законом "Об оружии"
и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Государственная лесная охрана Российской Федерации обязана:
1)
предотвращать и пресекать преступления
и административные правонарушения
в области использования, охраны,
защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов, а также охраны и использования
объектов животного мира;
2)
в пределах своей компетенции:
Ø
обеспечивать правопорядок на
территории лесного фонда;
Ø
осуществлять производство по
делам об административных правонарушениях;
Ø
направлять в соответствующие
государственные органы материалы
о привлечении лиц к дисциплинарной,
административной и уголовной
ответственности, предъявлять
иски в суд или в арбитражный
суд;
Ø
исполнять решения судов;
Ø
давать гражданам и юридическим
лицам указания (предписания)
по устранению выявленных недостатков
в использовании, охране, защите
лесного фонда, воспроизводстве
лесов, охране и использовании
объектов животного мира;
Ø
принимать решения об ограничении,
приостановлении и запрещении
хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой с нарушениями
требований лесного законодательства
Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации об охране
и использовании животного мира.
В соответствии с требованиями
Лесного кодекса Российской Федерации
охрана лесов от пожаров осуществляется
наземными и авиационными методами.
В системе наземной службы охраны
лесов от пожаров имеется более
2000 пожарно-химических станций,
около 20 механизированных отрядов,
оснащенных необходимыми средствами
пожаротушения, оборудованием,
транспортом, радиосвязью, укомплектованных
кадрами согласно штатному расписанию.
Помимо этого, имеются многочисленные
пункты сосредоточения пожарной техники
и оборудования, предназначенные
для хранения оборудования и
инвентаря, используемого при
тушении пожаров населением и
привлеченными лицами.
Самыми распространенными и,
по сути дела, основными наземными
подразделениями для ликвидации
лесных пожаров и пожаров на
оленьих пастбищах являются пожарно-химические
станции. Они по своему целевому
назначению, уровню оснащения,
структуре и порядку комплектования
бывают трех типов.
ПХС-I (первого
типа) организуется, в основном,
в лесничествах, леса которых
имеют высокую природную пожарную
опасность. ПХС-1 обеспечивает
ликвидацию дву
х одновременно действующих пожаров
в день, а также участвует совместно
с другими формированиями в тушении
распространившихся лесных пожаров
на обслуживаемой территории.
Оснащается специализированной
лесопожарной
техникой, средствами тушения,
транспорта, связи, инвентарем.
Команда ПХС-I
организуется, как правило, на
пожароопасный сезон.
ПХС-II (второго
типа) организуется, в основном,
в центральных усадьбах лесхозов,
леса которых имеют высокую природную
пожарную опасность. По своим
тактическим возможностям ПХС
может обеспечить ликвидацию
до четырех одновременно действующих
пожаров в день, участвует совместно
с другими формированиями в тушении
распространившихся пожаров на
обслуживаемой территории, оснащается
более разнообразной и в большем
количестве, чем ПХС-II
специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта,
связи, инвентарем и прочим имуществом.
На нее также возлагается проведение
предупредительных мероприятий,
агитационно-разъяснительной
работы среди населения. Команда
ПХС-II
организуется как постоянное
или сезонное формирование.
ПХС-III (третьего
типа) организуется в районах,
леса которых имеют очень высокую
природную пожарную опасность,
продолжительный пожароопасный
сезон и являются наиболее горимыми
в регионе. Формируется в лесхозах,
находящихся в центре пожароопасной
зоны, для ликвидации крупных
лесных пожаров, создающих чрезвычайные
ситуации, как специализированная
межрайонная лесопожарная служба. Оснащается мощной техникой, транспортом
для оперативной доставки команд
к пожарам, средствами пожаротушения,
связи, инвентарем и прочим имуществом.
При ней могут создаваться резервные
склады средств пожаротушения.
Команда ПХС-III
организуется как постоянное
(круглогодичное) формирование.
В
системе авиационной охраны лесов
организовано 24 авиабазы, 1
самостоятельное авиапредприятие,
4 авиапредприятия и 2 авиазвена
в составе авиабаз. Парк воздушных
судов
отрядов лесной авиации составляет
102 единицы, в том числе АН-2,
АН-26, АН-24, МИ-8Т, МИ-8ТВ,
Ми2, Бе-12. Кроме того, около 150 летательных аппаратов привлекаются
для авиационной охраны по договорам
аренды. Численность парашютно-десантной
пожарной службы составляет 3,8
тыс. человек.
Для
мониторинга лесных пожаров в
г. Пушкино Московской области
создан центр слежения за оперативной
обстановкой в лесах Европейской
части России, а для слежения
за лесами Азиатской части такой
центр организован в г. Иркутске.
Вся информация совмещается на
едином сервере Авиалесоохраны.
Кроме
этого, для ухода за лесом и
обеспечения его охраны и защиты,
безусловно, требуется применение
различных технических средств
и оборудования. Это тракторы,
гидроштабелеры, автомобили, катера, мотопомпы,
бинокли, приборы ночного видения
и т.д.
В
зоне ответственности наземных
сил и средств с целью раннего
обнаружения пожаров с успехом
применяются телевизионные установки
ПТУ-96М с цветным изображением
и лазерным дальномером, которые
устанавливаются на пожарно-наблюдательных
вышках и мачтах, передвижных
пожарно-наблюдательных
вышках и т. д.
В
многолесных районах для мониторинга действующих лесных пожаров
широко используются спутниковая
информация, снимки среднего
разрешения, однако в силу дороговизны
такого оборудования обширного
распространения по всей стране
оно пока не возымело.
Использованная
литература:
1.
Лесной Кодекс Российской Федерации
от 29 января 1997года;
2.
Постановление Правительства
Российской Федерации ¦ 850 от
29 июля 1998 года LОб утверждении
Положения о Государственной
лесной службе Российской Федерации¦;
3.
Тудос
А.В. Государственная лесная
служба МПР России на страже
леса.//Средства спасения. Противопожарная
защита.2003, ¦1. стр. 22.